Елена Москвичева
В России более восьмисот компаний-поставщиков занимаются обеспечением предприятий индустрии красоты салонным оборудованием, профессиональной косметикой и расходными материалами. Рынок сформирован, и в каждом сегменте есть свои лидеры, флагманы - компании, которые за долгую историю существования сумели завоевать деловую репутацию, создать прочные партнерские отношения с руководителями салонов красоты, проявить дальновидность в выборе косметической продукции, предлагаемой потребителям.
Все это не значит, что рынок закрыт для новичков - придут новые компании-поставщики, родятся новые продукты, будут новые идеи... этот процесс постоянен.
Однако сейчас, когда в индустрии красивого бизнеса уже сложилась стабильная база для прочных партнерских контактов, на рынке стали появляться самозванцы.
Двойник - понятие довольно распространенное. Клоны эстрадных звезд устраивают «чес» по России, танцуя и голося под фонограммы, двойники политиков устраивают телешоу, подрабатывая на популярности оригиналов, двойники-товары заполняют прилавки - стоит заменить одну букву в торговой марке и, пожалуйста, часть невнимательных потребителей можно оттянуть на себя.
На рынке индустрии красоты уже замечены скользкие следы самозванцев.
Поскольку круг компаний, работающих с салонами красоты, не так велик, мы могли бы проследить историю рождения двойников.
Компании, браконьерствующие среди салонов красоты, создаются следующим образом. В фирме, которая давно и стабильно работает на рынке, возникает конфликт интересов. Один из топ-менеджеров или группа, им возглавляемая, предъявляют свои, на взгляд руководителя или владельца компании, неоправданные претензии - к оплате труда, карьерному росту, участию в стратегическом планировании.
Не дождавшись взаимности от руководства, недовольные уходят. Так было всегда, во все времена и в разных видах бизнеса. Наш - не исключение.
Как правило, уходят они недалеко. Приблизительно представляя, чем занималась компания, в которой они работали раньше, недовольные создают свой бизнес. Им кажется, что сделать это легко по трем причинам.
Как действуют клоны
Примеров компаний-самозванцев на российском рынке индустрии красоты существует немало.
Например, вновь созданная консалтинговая фирма предлагает услуги по проектированию салонов под ключ. Для начала вывешивает на своем сайте в качестве портофолио названия салонов красоты, к созданию которых не имеет никакого отношения. Затем в качестве концепции продает идеи, созданные ранее другими людьми в другой компании. В результате на севере мы видим салон, созданный компанией-оригиналом, в котором удачно сочетается все: интерьер, комплектация оборудования, перечень предлагаемых услуг, менеджерские решения. А на юге, не учитывая платежеспособности клиентов и особенностей рынка, двойник создает точно такое же предприятие красивого бизнеса. В итоге - пустующий салон красоты. Памятник напрасно истраченным деньгам был построен только потому, что самозванцы умело представились, сослались на близость к профессиональным кругам, повторили две-три заезженные истории и вовремя развернули перед инвестором чертежи, унесенные в свое время с бывшего рабочего места.
Другая история связана с клоном компании – поставщика косметического продукта. Уйдя из процветающей фирмы, торгующей продукцией для салонов красоты, новоявленные бизнесмены создают собственное дело. В руках у них только чужая клиентская база да список поставщиков, с которыми компания-оригинал отказалась работать из-за низкого качества их продукции.
Выход был найден быстро. Клон заключает договоры с предприятиями-поставщиками, закупает продукцию и начинает демпинговать, при этом подводя под свои малопочтенные операции идеологическую базу.
Сначала был пущен слух, что компания-оригинал разорилась, пережила процедуру банкротства и лучшие ее работники (это о себе!) теперь создали другую фирму, верную преемницу лучших бизнес-традиций прежней.
Далее предложили партнерам заключить с ними договоры поставки. И представьте, нашлись такие, кто сделал это.
Завершающим этапом комбинации стала поставка в салоны товара низкого качества без соответствующих разрешительных документов.
Каково же было удивление обманутых, когда обнаружилось, что фирма, с которой они много лет активно работали, никуда не исчезала, а продолжает свое поступательное развитие на рынке индустрии.
По принципу Золотого Жирафа
«Золотой жираф» - может быть немногие уже помнят, что именно так в книге Марка Твена «Гекельберри Финн» называлось шоу, благодаря которому два мошенника дважды собрали деньги с простодушных горожан, развесив объявление о том, что в город прибыли известные артисты. И хотя представление закончилось тем, что самозванцев чуть не побили, наживу они все-таки получили, вовремя сбежав с кассой.
На рынке красивого бизнеса все обычно начинается с компрометации, или даже виртуального уничтожения компании-оригинала, и ведется разными способами. Тут все зависит от фантазии двойников.
Так, на рынке может распространиться слух о том, что:
а) компания закрыта, перестала существовать, зато у нее есть правопреемник, компания с другим именем.
б) или компания еще тлеет, но «золотые головы» ее уже покинули, потому что развитие зашло в тупик.
в) и/или компания недобросовестна по отношению к своим клиентам - салонам красоты, и те менеджеры, которые воспринимали себя как ее «честь и совесть», не смогли этого выдержать, ушли и создали другую фирму, чтобы служить клиентам «по высшему разряду».
Приняв на веру информацию (а не поверить трудно, ведь она зачастую приходит от тех, кто еще вчера работал в той компании, которую сегодня усердно обливает грязью), руководители салонов красоты перезаключают контракты с самозванцами. Чаще всего, история деловых отношений с новыми партнерами не складывается. Ведь бизнес требует не только наличия чужих информационных и организационных ресурсов, но и личной ответственности, заинтересованности и профессионализма персонала. Будь эти качества у самозванцев, им не пришлось бы воровато идти по чужим следам.
Как распознать самозванцев
Часто, беседуя с руководителями успешных компаний, я вижу, что они не боятся рассказывать о своих бизнес-секретах, потому что уверены: повторить процесс может только талантливый, профессиональный управленец. С таким работать рядом на рынке не страшно, такая конкуренция только стимул для развития. Тем более что талантливому бизнесмену и не нужны, по сути, чужие рецепты, он своими рад поделиться. А вот прикрываться чужим именем, использовать чужие наработки бездарно и бесславно - это удел самозванцев.
Однако нас интересует не столько морально-этическая сторона дела, сколько практическая. Что должен предпринять руководитель предприятия индустрии красоты и здоровья, к которому приходят старые знакомые с предложением новых условий сотрудничества?
Достаточно узкий круг бизнесменов, работающих в индустрии красоты, на самом деле знает каждого игрока рынка, деловая репутация в этом бизнесе нарабатывается годами, и уважение коллег заслуживается честными партнерскими отношениями. Двойники пытаются навредить тем, от кого ушли, а на самом деле вредят руководителям салонов красоты, тем, которые доверчиво вступили в контакт с самозванцами.
20.07.2011
Онлайн курс обучения администраторов начинается с тестирования, которое выявляет пробелы в знаниях.
В конце обучения - экзамен, 10 ситуационных задач из практики салонного бизнеса.
Те, кто не решил - возвращаются к началу курса, и проходят материал заново. И так до результата.
Заниматься можно не сходя с рабочего места.
Бонус – готовые скрипты администратора.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки