Хайновская Ольга
Множество банкротств салонов красоты в последнее время заставляет владельцев предприятий индустрии красоты уделять большее внимание своим финансовым делам, ведь финансовый кризис - результат финансового дисбаланса. А он лишь следствие того, что что-то в салоне красоты идет не так. И скорее всего, предбанкротное состояние лишь следствие внутренних кризисов, которыми заражены сегодня многие предприятия индустрии красоты и здоровья. Их воздействие сильнее, чем мировой финансовый кризис, на который владельцы салонов красоты часто пытаются свалить все свои собственные внутренние ошибки. Предприниматели должны понимать, почему и как происходит кризис в их салоне, и приложить усилия к тому, чтобы их собственные салоны красоты не оказались среди обанкротившихся. В случае, если денежный кризис все же случается, владельцы салонного бизнеса должны прежде всего разобраться, что именно привело салон красоты к финансовым проблемам, иначе финансовый кризис не преодолеть.
Выживаемость предприятий индустрии красоты связанна с тем, насколько успешно организация может сопротивляться внешнему воздействию и вырабатывать эффективную стратегию существования в нестабильной среде. Если руководитель не справляется с этой задачей - возникают проблемы, кризисное состояние.
Откуда возникает кризис? В каждом предприятии индустрии красоты формируется своя система управления, которая вырабатывается в связи с определенной рыночной ситуацией. Ситуация изменилась - система управления осталась прежней, вот и основа для кризиса. Требуется двигаться к новым целям, а процессы и процедуры в салоне красоты не изменились - кризис гарантирован. Кризис как сигнал системы о несоответствии, загоревшаяся красная лампочка, требование коррекции концепции, системы управления и т. д. Для предпринимателя, занимающегося салонным бизнесом, очень важно знать сигналы надвигающейся финансовой опасности.
Семь разновидностей внутренних кризисов, способных привести к финансовому кризису в салоне красоты
У финансового кризиса салона красоты есть свои предвестники. Это неполадки, недоработки и упущения в различных сферах системы управления. Поговорим о них подробнее.
1. Концептуальный кризис в салоне красоты
Это кризис, зародившийся на начальном этапе создания предприятия индустрии красоты. Один из самых опасных видов кризиса, так как возникает из-за не верной концепции, идеи.
Причины возникновения - отсутствие концепции или нечеткая концепция - причина кризиса или жалкого существования многих салонов красоты. Отсутствие уникального торгового предложения, «изюминки». Отсутствие опыта у управленца и не понимание специфики бизнеса красоты.
Пути преодоления - разработка концепции - это первоочередная задача, которую необходимо составлять при организации салона. Концепция бизнеса - текст, в котором собственник определяет характер желаемого вида деятельности. Досконально изучив конкурентов и выяснив потребности потенциальных клиентов можно начинать создавать то уникально-торговое предложение, благодаря которому Вы займете свободную нишу на рынке индустрии красоты.
2. Маркетинговый кризис в салоне красоты
Данный вид кризиса, как и концептуальный возникает на начальном этапе организации бизнеса и опасен тем, что не специалисту очень сложно выявить причину возникновения.
Причины возникновения - данный вид кризиса, как правило, вытекает из неправильно разработанной концепции, а точнее из-за неверно выбранной целевой аудитории, месторасположения, уровня салона и перечня услуг, не продуманная маркетинговая политика. Как следствие к таким кризисам можно отнести неэффективную рекламную кампанию, отсутствие четкого рекламного бюджета.
Пути преодоления - проводя анализ рынка, вы страхуете свой бизнес от провальных проектов, а периодические маркетинговые исследования позволяют скорректировать деятельность салона в соответствии с тенденциями рынка и предпочтениями клиентов. Так же при таком кризисе необходимо четко отслеживать эффективность рекламной кампании для определения или корректировки маркетинговой политики салона.
3. Экономический кризис в салоне красоты
При данном кризисе руководитель осознает, что салон красоты дает меньшую отдачу, чем можно получать в другом месте, причем без риска и напряжения (доходы от альтернативных вложений); хронически не хватает оборотных средств, поэтому салон работает не в полную силу и постепенно «проедает» сам себя.
Причины возникновения - завышенный уровень затрат как переменных (высокий % заработной платы сотрудников, большая себестоимость расходного материала) так и постоянных (большая арендная плата, налоги, большие затраты на сервисные и рекламные мероприятия.). Изначально не составленный бизнес-план предприятия индустрии красоты и не верные расчеты рентабельности и окупаемости вложенных средств. Не правильное или отсутствие финансового планирования.
Данный вид кризиса связан с изначальным непониманием всех финансовых аспектов деятельности салонного бизнеса.
Пути преодоления - первостепенной задачей является составление финансового плана дальнейшей деятельности салона красоты с расчетами себестоимости и рентабельности всех процедур с пересмотром переменных и постоянных затрат. Основная обязанность управляющего должна быть направлена не только на увеличение валовой выручки, а в первую очередь на снижение переменных и постоянных затрат.
4. Кадровый кризис в салоне красоты
Один из самых распространенных кризисов, связанный с недостатком квалифицированных кадров и психологической зависимости управленцев от своих работников.
Причины возникновения - отсутствие квалифицированных специалистов, не удается подобрать хорошую команду мастеров. Отсутствие продуманной кадровой политики, не организованно правильное управление, нет системы штрафов и премий и т.п.; не удается избавиться от воровства материалов и «увода» клиентов; зависимость руководителя салона красоты от сотрудников;
Пути преодоления - пересмотр трудовых договоров; внедрение корпоративных правил и норм; ежегодное повышение квалификации персонала; создание кадрового резерва специалистов; жесткий контроль за работой персонала; проведение тренингов и семинаров.
5. Организационный кризис в салоне красоты
Организационный кризис - это кризис управления. Очень часто возникает в первый год работы салона и является переломным в деятельности салона красоты.
Причины возникновения - из-за недостаточной компетенции руководства предприятия индустрии красоты не удается раскрутить салон, привлечь и удерживать нужное количество клиентов; отсутствие системы сервисных мероприятий сказывается на отсутствии лояльности клиентов к салону; отсутствие эффективного учета и контроля приводит к воровству и уводу клиентов.
Пути преодоления - выходом из сложившегося состояния при организационном кризисе будет внедрение жесткого контроля и учета; создание должностных инструкций персонала и разработка регламента внутренних отношений в салоне; разработка сервисных мероприятий по привлечению и обслуживанию клиентов; корректировка дисконтной системы салона.
6. Производственно-коммерческий кризис в салоне красоты
Кризис «выживания» наступает, когда старые приемы и системы работы не дают результатов, как правило, возникает после 3 года работы предприятия индустрии красоты.
Причины возникновения - на рынке появляются салоны-конкуренты, не удается эффективно конкурировать, предлагать достойный ассортимент услуг; наличие устаревших методик; отсутствие новых технологий, оборудования; продажи домашней косметики уязвимы и слабы;
салон теряет позиции и близок к потере завоеванной доли рынка.
Пути преодоления - полная или частичная реорганизация салона или отдельных подразделений с внедрением нового оборудования, современных технологий и новых процедур; повышение квалификации специалистов; анализ системы розничных продаж и корректировка данной системы по результатам анализа.
7. Психологический кризис в салоне красоты
Как правило, возникает из-за несоответствия реального результата ожидаемому. Часто владельцы предприятий индустрии красоты недооценивают всю серьезность бизнеса, в их воображении рисуются радужные картинки деятельности будущего салона красоты. А через год приходит осознание реалий красивого бизнеса, которые разительно отличается от желаемого.
Причины возникновения - не достаточная информированность владельца на начальном этапе организации салона красоты; владелец не способен к рутинному, педантичному поддержанию работоспособности салона; квалификации владельца не достаточно для удержания позиций салона на рынке; хозяин салона переключился на новое дело или занят проблемами, отвлекающими его от бизнеса;
Пути преодоления - привлечение наемного управляющего, заинтересованного в увеличении прибыли или воспользоваться профессиональными услугами консалтинговой компании по управлению предприятиями индустрии красоты.
Безусловно, все причины перечислить невозможно, но в любом случае салонный бизнес испытывает сложности - организационно-управленческие, финансовые, маркетинговые, производственные. При этом важно понимать, что кризис не исчезает сам по себе, изменения должен инициировать руководитель салона. А начать изменения нужно с анализа сложившейся ситуации и порождающих ее причин.
Итак, когда Вы находитесь в центре циклона, самое время задаться вопросами:
Полезно нарисовать реальную картину происходящего. Для того чтобы начать работать с кризисом в салоне красоты крайне необходимым является для руководителя признать не только факт наличия кризиса и причин его возникновения, но и факт неэффективности собственной системы управления. Если Вы не смирились с тем, что управление было неэффективным, то это значит, что Вы не взяли на себя ответственность за происшедшее, и тогда у Вас и нет повода что-то менять в своей системе управления. А это значит, что система управления, под Вашим руководством, будет воспроизводить кризисные явления вплоть до банкротства.
Формирование системы антикризисного управления салона красоты проходит в несколько этапов.
Салонный бизнес особенно уязвим со стороны возможного финансового краха. По причине своего размера, он не имеет ресурсов и резервов, с помощью которых можно пережить краткосрочный или долгосрочный кризис. С другой стороны, хорошо управляемый бизнес, вне зависимости от своего размера, может предпринять шаги для защиты от внезапных изменений в окружающей обстановке. Перечисленные шаги являются основой для написания сценария по выходу из кризиса, однако в каждой определенной ситуации необходимо разрабатывать свой путь выхода из кризиса, который будет эффективен именно для Вашего салона красоты. Также следует понимать, что антикризисное управление это дело не одного дня и даже не одного месяца. Не ждите улучшения показателей в течение короткого периода времени (чудес не бывает!). Зачастую, когда салон красоты встречается с финансовыми проблемами, руководство предпринимает панические действия, которые лишь ухудшают ситуацию. Если Вы не уверены в своих силах и правильности принятых решений, то лучше обратиться к специалистам в сфере салонного бизнеса, у которых есть опыт антикризисного управления.
Автор: Хайновская Ольга - руководитель направления DUSO-КОНСАЛТИНГ, консультант по бизнес-планированию и салонному менеджменту
По материалам сайта duso.kiev.ua
13.10.2009
Где взять хорошего администратора салона красоты? Если устраивают деловые качества претендента и его внешний вид, тонкостям ведения дел можно обучить.
Особенно популярны сейчас дистанционные курсы.
Они хороши тем, что можно обучаться из любой точки мира, и они на порядок дешевле очных. Сочетают индивидуальный подход, удобную методику обучения и возможность заниматься без отрыва от производства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки